Гусеничные краны специфика и особенности

katalog_edСреди разновидностей самоходной подъемной техники стреловые гусеничные краны занимают особое место — прежде всего как рекордсмены по подъему сверхтяжелых грузов, способные работать там, куда другую технику доставить и применить бывает проблематично.

Для того, чтобы добраться даже к самой удаленной от коммуникаций стройплощадке, эта спецтехника, оснащенная стрелой как главным рабочим органом и гусеницами в качестве движителей, не нуждается в дорогах — напротив, когда речь идет об особо крупных экземплярах этого вида, они лишь стеснят ее перемещение к месту работ. Верхняя часть конструкции крана — поворотная: на строительной площадке гусеничный кран способен совершать полный оборот вокруг себя и, соответственно, охватывать весьма большое рабочее пространство. Это очень удобно для установки конструкций из крупных блоков или при монтаже крупногабаритного оборудования.

В отличие от своего колесного собрата — автокрана, стреловой гусеничный кран способен работать без аутригеров. Он может не только поднимать, но и перевозить на небольшие расстояния поднятые стрелой грузы. Стрела гусеничного крана может быть прямой, изогнутой или телескопической. Конструктивно гусеничные краны подразделяются на две разновидности. Краны большой грузоподъемности (от 40 до 160 тонн и выше) имеют персональный привод для различных механизмов. Гусеничные краны сравнительно меньшей грузоподъемности (до 50 тонн) обычно работают от механической коробки и выполняются на базе гусеничного экскаватора; привод механизмов у таких машин — групповой.
Большинство гусеничных стреловых кранов имеют рабочий орган длиной от 60 до 100 метров и более. Подъемная скорость этих машин составляет от 5 до 25 метров в минуту. Скорость вращения крана — от 1 до 4 оборотов в минуту. Временной интервал подъема стрел — от 1 до 3 минут. Рабочая скорость крана — от 1 до 10 километров в час. Все это, разумеется, очень усредненные значения; для машин разных моделей и марок они могут различаться.

Гусеничные краны работают как на жидком топливе, так и на электроэнергии. Первые оснащаются крюковыми и грейферными захватами; у дизельно-электрических кранов захваты электромагнитные. У кранов с малой грузоподъемностью привод осуществляется от дизеля, если же масса груза составляет более 16 тонн, то необходима дополнительная генераторная установка. У некоторых моделей крана установлен турботрансформатор, что значительно влияет на эксплуатационные характеристики, но такая схема довольно сложна и не применяется часто.

Сравнительно с другой подъемной техникой это весьма экономичные машины. При этом грузоподъемность спецтехники этого типа впечатляет: при меньшем вылете некоторые из этих машин способны поднимать грузы в триста тонн и более.
Степень безопасности стреловых гусеничных кранов при соблюдении правил их эксплуатации также очень высока.
Сама скорость крана невелика для самостоятельного выезда на объект, поэтому к месту работы их часто доставляют в разобранном виде. Это же относится к случаям, когда поверхность не позволяет их самостоятельного перемещения.
Кроме стандартных крюков и грейферов стреловые гусеничные краны могут комплектоваться электрическим магнитом для перемещения металлических деталей и конструкций, двухчелюстным грейфером или крюковыми обоймами. Для сваебойных работ кран может оснащаться копровой установкой. Конструкция многих моделей кранов включает в себя собственную электростанцию.
Кроме высокой проходимости и грузоподъемности к достоинствам спецтехники этого типа относится ее неприхотливость в работе. Для эффективной работы стрелового гусеничного крана специально подготовленная рабочая площадь не требуется.

Гусеничный кран ЧЕЛЯБИНЕЦ как пример:

Работа гусеничных кранов-гигантов впечатляет, однако такая техника требуется далеко не везде и не всегда. Гораздо больше повседневной работы, в том числе и в нашей стране, выпадает на долю кранов на гусеничном ходу малой и средней грузоподъемности — таких, к примеру, как «Челябинец» ДЭК-251 производства Челябинского механического завода.
ДЭК-251 — гусеничный дизель электрический кран грузоподъемностью 25 тонн, предназначенный для погрузочно-разгрузочных и строительно монтажных работ. Он оснащен основной стрелой длиной 14 метров, которую можно удлинять решетчатыми вставками до 32,75 метра. Кроме того, имеется возможность установки неподвижного гуська длиной 5 метров с крюком вспомогательного подъема грузоподъемностью 5 тонн.
Электроснабжение крана ДЭК-251 осуществляется как от собственного дизельгенератора (мощность 60 или 100 кВт), так и от внешней сети трехфазного переменного тока напряжением 380 В. Кабина крана имеет хорошую тепло- и шумоизоляцию; ее конструкция обеспечивает отличную обзорность рабочей зоны и грузовых лебедок. В целях безопасности модель оснащена микропроцессорным ограничителем грузоподъемности.
Эта «младшая» модель в линейке уральского производителя имеет сравнительно компактные для кранов такого типа габариты.

Длина крана без стрелы — 6965 мм, со стрелой — 20 400 мм; ширина — 4760 мм, высота — 4300 мм. Масса машины с основной стрелой — 36,5 тонны. Скорость подъема-опускания краном груза массой в пять тонн составляет 5,1 метра в минуту.