Слово «бульдозер» в конце XIX века означало «револьвер большого калибра». Позже термин стали применять, чтобы описать любую силу, способную толкать что-либо. И лишь после 1929 года бульдозером стали называть крупногабаритную технику для земляных и строительных работ, оборудованную на базе трактора. Как выглядели первые бульдозеры и как со временем менялась их конструкция? Компания «Атлант» предлагает вам совершить небольшой экскурс в историю.
Ранние этапы развития
Примечательно, что сначала появился прототип не бульдозера, а отвала. Конструктивно нехитрым предметом простые люди возделывали почву для выращивания культур. Отвал представлял собой раму с металлическим лезвием, которую толкали запряженные мулы или лошади.
Гусеничная лента появилась лишь в конце XVIII века, когда британский изобретатель Ричард Эджуорт получил патент на разработанную им систему гусеничного движителя. Этого человека вполне можно назвать создателем гусеничного хода бульдозера.
Примерно через сотню лет, в 1879 году, российский изобретатель-самоучка Федор Блинов набросал на бумаге эскиз причудливого транспортного средства. Оно получило название «универсальный вагон на бесконечных рельсах для перевозки грузов по проселочным и шоссейный дорогам». Увы, ни у Эджуорта, ни у Блинова не имелось достаточных ресурсов для воплощения своих идей в жизнь.
Сегодня купить бульдозер несложно. Трудно представить, что такая популярная техника лишь сто лет назад появилась в таком виде, в каком мы ее знаем. Гусеничная лента была запатентована в 1913 году. Разработка принадлежит инженеру английской компании «Хорнсби» Дэвиду Робертсу. Творение не принесло создателю ни славы, ни заказов, и вскоре он продал патент Бенджамину Холту.
Холт, в распоряжении которого были наброски трактора на гусеничном ходу, стал использовать в них бензиновые двигатели. Мощность первого прототипа бульдозера составляла лишь 25 л.с. — сейчас этим никого не удивишь. Но первый шаг был сделан. Использовались бульдозеры на примитивных работах — в лесу и сельском хозяйстве. Позже, во времена Первой мировой, техника была успешно использована армией для перевозки орудий в труднопроходимой местности. Но под определение бульдозера эти машины до сих пор не попадали — не хватало отвала.
Промежуточный этап — применение отвала
До сих пор ведутся споры, кто первым совместил гусеничный трактор с отвалом. Большинство специалистов сходятся во мнении, что идея принадлежит Роберту Гилмору де Торно. За свою жизнь он поучил более 300 патентов на различные изобретения. Де Торно не только разрабатывал собственные землеройные машины, но и совершенствовал имеющиеся. К 20-м годам XX века техника приобрела облик, похожий на современный. Увы, отвалом приходилось управлять вручную, выставляя требуемый угол наклона.
Первые попытки внедрить гидравлическое управление отвалом принадлежат компании Caterpillar и датируются 1925 годом. Система не прошла испытания, конструкторы вернулись к системе лебедок, тросов и кабелей. Лишь через 10 лет разработки завершились успехом — в 1935 году появилась машина, отвал которой управляется гидравликой. Из-за малой известности на технику не было спроса, поэтому стоимость бульдозера была символической. Однако старт развитию первых землеройных машин был дан, и компания Caterpillar, стоявшая у истоков этого дела, по сей день играет ведущую роль в мировом машиностроении.
Наши дни
Производство бульдозеров в дальнейшем не терпело стагнации. Ключевые вехи истории отражены ниже:
- 1940 год — внедрение гидротрансформатора в конструкцию;
- 1968 — оснащение бульдозеров системой гидроуправления для работ в опасных условиях;
- 1970 — изобретение машины-амфибии, способной работать на глубине до 60 м.
Сотни выдающихся умов трудились над тем, чтобы дать миру хорошую землеройную технику. Современный бульдозер поражает мощью, возможностями, комфортом, простотой эксплуатации, легкостью обслуживания. Цена бульдозеров зависит от их параметров, а широкий ассортимент позволяет подобрать технику по нуждам и возможностям. Если эта машина необходима вам, обратитесь в компанию «Атлант» — мы найдем подходящее решение.